Что такое пульпит зуба?

Пульпит служит самой частой причиной возникновения зубной боли. Именно это заболевание может лишить человека сна и покоя, заставив испытать ощущения, которые многие оценивают как самые болезненные из всех возможных.

28.03.2024

Из-за чего развивается пульпит? Чем он опасен? Почему пульпит обязательно нужно лечить и всегда ли приходится удалять пораженный зуб? Стоматологи клиники Oris ответят на эти и многие другие вопросы.

Что такое пульпит зуба?

Для начала скажем пару слов об анатомии зубов. Каждый из них имеет «послойное» строение. Снаружи зуб покрыт эмалью — самой твердой тканью в организме человека. Под ней располагается дентин, который по структуре напоминает костную ткань. А внутри зуба находится полость, в которой содержится мягкая пульпа.

В состав пульпы входят нервы, сосуды и соединительная ткань. Именно этот сосудисто-нервный пучок питает зуб и делает его живым.

Пульпит представляет собой воспаление пульпы. Так как мягкая ткань зуба богата нервными окончаниями, любое раздражение этой области вызывает сильную боль.

Причины развития пульпита

В большинстве случаев пульпит служит осложнением запущенного кариеса. Этот процесс, как правило, развивается постепенно, в течение месяцев, а иногда — нескольких лет. Кариесогенные бактерии, которые содержатся в зубном налете, выделяют кислоты, разрушающие ткани зуба. Процесс начинается с эмали, затем распространяется на дентин. Дальнейшее разрушение зуба приводит к вскрытию внутренней полости и развитию воспаления — пульпита.

Иногда кариозный процесс развивается стремительно: небольшое поражение эмали может перерасти в пульпит за короткий срок. Такое течение болезни говорит о наличии иммунодефицита в организме. Кроме того, быстрый переход воспаления на пульпу характерен для кариеса молочных зубов: они анатомически имеют более объемную пульповую камеру.

К более редким причинам возникновения пульпита относятся:

• Травма. При серьезном травмировании зуба в область пульпы могут проникнуть бактерии, провоцирующие воспаление.
  • Ретроградный (обратный) путь. В исключительных случаях пульпит возникает по вине воспалительного процесса, который проникает со стороны корня зуба. Служит осложнением запущенного пародонтоза.
  • Ошибки в лечении. Воспаление пульпы может послужить следствием неправильных, травмирующих действий стоматолога.

В клинике Oris работают настоящие профессионалы. Индивидуальный подход, опыт помощи самым разными пациентам, использование только качественных и современных материалов — все это позволяет снизить вероятность развития осложнений лечения в нашей стоматологии к минимуму.

Симптомы и признаки пульпита

Особенности проявлений пульпита зависят от характера заболевания.

При остром очаговом пульпите наблюдаются четко локализованной болью, которые провоцируются раздражителями (в первую очередь, высокими температурами). Боли, как правило, кратковременные, со значительными промежутками благополучия.

Острый диффузный пульпит сопровождается более продолжительными приступами. Болезненность усиливается в ночное время, может нарушать сон, распространяться в соседние анатомические области.

Острый пульпит значительно снижает качество жизни. У пациентов ухудшается аппетит, страдает общее самочувствие, зачастую возникает головная боль.

Без адекватной стоматологической помощи острый процесс перерастает в хронический пульпит. В этом случае боль становится менее интенсивной, она появляется самопроизвольно или по вине раздражителей. Может наблюдаться запах изо рта.

Хронический пульпит может иметь длительное течение с периодами обострения и ремиссии. Наличие такого очага инфекции в организме опасно тем, что может привести к развитию воспаления в соседних анатомических областей (например, одонтогенный гайморит).

Диагностика пульпита

Первичная диагностика заболевания не составляет сложностей и проводится врачом-стоматологом в ходе приема.

После сбора жалоб специалист проводит осмотр полости рта. На этапе диагностики врач использует специальные стоматологические инструменты: зеркало, зонды различных видов. О возможном пульпите говорит наличие глубокого кариеса в сочетании с зубной болью.

Врачи клиники Oris всегда дополняют информацию, полученную при осмотре, результатами инструментальных исследований. Для уточнения диагноза могут применяться:

• Прицельный рентген — назначается при поражении одного или двух зубов.
  • Обзорный рентген, который необходим при пульпите нескольких зубов, сочетании пульпита с другими стоматологическими проблемами (множественный кариес, пародонтоз, дисфункция нижнечелюстного сустава и др.).
  • КТ (компьютерная томография) — может потребоваться в сомнительных случаях, в составе комплексного обследования полости рта.

На основании полученных данных стоматолог составляет план лечения. Врачи нашей клиники всегда информируют пациентов о продолжительности и ориентировочной стоимости всего курса лечебных процедур. Вы можете обратиться за помощью тогда, когда это необходимо: стоматология Oris предлагает комфортную систему рассрочки.

Как лечить пульпит зуба?

Тактику лечения врач для каждого из пациентов подбирает индивидуально, исходя из клинической картины и длительности процесса. Мы всегда ориентированы на сохранение собственного зуба. Удаление проводится лишь в далеко зашедших случаях, когда другие варианты уже неэффективны.

Консервативное лечение пульпита проводят в 2-3 приема:

• На первом приеме врач иссекает пораженные твердые ткани, удаляет пульпу. Затем расширяет каналы и закладывает в них антисептик. На зуб устанавливают временную пломбу.
  • В ходе второго приема, который назначают спустя 3-7 дней, стоматолог убирает антисептик, промывает и пломбирует каналы. Если зуб однокорневой, одновременно ставят постоянную пломбу и на саму коронку зуба.
  • Третий прием может потребоваться при лечении многокорневых зубов. После затвердевания пломбировочного материала в каналах врач решает вопрос об установке пломбы, вкладки или коронки (в зависимости от масштабов разрушения зуба).

В отдельных случаях удается сохранить не только зуб, но и саму пульпу. Это возможно при у молодых пациентов при раннем обращении (в первые 12 часов после возникновения первых симптомов).

Рекомендации специалистов клиники Oris при появлении зубной боли

Начнем с того, что любая зубная боль требует скорейшей помощи врача-стоматолога. Во многих городах есть круглосуточные кабинеты, куда можно обратиться в том случае, если мучительный симптом появился ночью. Во всех других случаях обратитесь в клинику Oris: мы всегда готовы оказать помощь пациентам с острой болью!

Для облегчения состояния перед приемом врача можно:

• Прополоскать рот теплой водой, если боль возникла во время еды.
  • Приложить прохладный компресс на болезненную область. Для этого подойдет лед или пакет с любыми продуктами из морозилки, завернутый в полотенце. Прикладывайте компресс на 10-15 минут с перерывами в 1,5-2 часа.
  • При нестерпимой боли можно выпить анальгетик или препарат из группы НПВС.

Помните: даже если эти действия привели к значительному облегчению состояния, врача все равно стоит посетить в самое ближайшее время! Зубная боль не проходит сама и всегда говорит о серьезных стоматологических проблемах!

А теперь поговорим о том, чего нельзя делать при зубной боли:

• Греть беспокоящую область. Тепло приводит к расширению сосудов, способствует притоку крови в болезненную область и усиливает воспаление. Прогревающие процедуры могут привести к быстрому распространению патологии вглубь, развитию гнойных процессов.
  • Использовать народные методы. Приложить чеснок, пожевать кусочек свеклы, повязать на запястье красную нить — применение любых народных способов облегчения зубной боли может привести к потере драгоценного времени и, в конечном счете, зуба. Все эти методы не лечат боль, а лишь отвлекают от нее. Тем временем воспаление будет усиливаться или приобретет хронический характер.
  • Принимать антибиотики без назначения специалиста. Лечение антибактериальными препаратами должно проводиться только по рекомендации врача. Самовольный прием лекарств из этой группы может усложнить процесс основного лечения.
  • Терпеть. Не терпите зубную боль! Стоматологические проблемы, оставленные без внимания, могут привести к самым серьезным последствиям: одонтогенным синуситам, лимфаденитам, флегмоне шеи и др. У всех этих заболеваний долгое и непростое лечение. Флегмона требует хирургической помощи. Но всех этих неприятностей можно избежать, просто вовремя обратившись за помощью к стоматологу.

Хотите проверить состояние зубов и десен? Беспокоит повышенная чувствительность? Или даже периодическая боль? Запишитесь на прием к врачу в стоматологию Oris в Москве! Мы работаем для вас без выходных и праздничных дней. До встречи!